Главная

Реформация на Руси


Реформационное движение на Руси. Начало гонений.

В середине 15 ст. в Новгороде оформляется новое реформационное движение в православии. В 1471г., из Киева в Новгород приехал князь Михаил Олелькович, с ним пребыл и учёный купец еврей, Захарий Скара или же Схария он был убежден в необходимости почитать седьмой день субботу как день Господень. Пользуясь любыми возможностями, Схария делился этими понятиями с окружающими. Поэтому его прибытие в Новгород послужило поводом к брожению умов среди горожан, и заставило многих церковников, взяться за исследование Писаний.

И вскоре самые образованные люди из новгородских жителей, священники Дионисий и Алексей, а потом и софийский протопопом Гавриил, стали идеологами движения пренебрежительно прозванного православной церковью «движением жидовствующих», за то, что они почитали субботу как день Господень.

Но в основе учения движения «жидовствующих» была не только доктрина о субботе, они также отрицали, бессмертие души, выступали против исповеди перед священником, против священного предания и почитания икон. Ратовали за признание свободы совести, веру в библейские пророчества, признание Библии единственным основанием для веры, и отказ церкви от земель и роскоши. Первостепенное значение реформаторы предавали вере, в искупительную жертву Иисуса Христа. Следует отметить, что реформация на Руси развивалась независимо от Европы, обособленно, по совершенно иному сценарию. Можно сказать, что русские протестанты, на несколько столетий опередили протестантов Европы, поскольку изначально проповедовали весть об оправдании через веру, во всей ее полноте. Говоря об оправдании через веру в заслуги Христа, они учили, что послушание заповедям Божьим

и в том числе и четвертой, является результатом проявления истинной веры и любви к Богу, и посему есть неотъемлемым условием спасения. Кроме того, они отвергали идею о бессмертии души, и учении о чистилище, как заблуждение, не имеющее под собой библейского основания, отсюда видно, что своим учением, русские реформаторы больше походили на пионеров адвентизма 19 ст. а не на своих современников, реформаторов Европы как Лютер, Гус, Кальвин и др.

Вскоре, по провидению Божьему, произошло событие, которое весьма повлияло на дальнейшую судьбу Русской реформации. В 1478г., Новгород потерял свою самостоятельность и был присоединен к Москве,

как раз в эти годы великий князь Московский Иван 3,

дед Ивана Грозного, вновь объединил раздробленные Русские княжества в одно государство, но уже со столицей в Москве. В 1480г., Иван 3-й побывал в Новгороде, где ознакомился с новым учением. Сознавая, что церковь действительно нуждается в коренной реформе, Князь переводит руководителей движения Дионисия и Алексия в Москву, сделав одного протопопом Архангельского собора, а другого Успенского. Дионисий и Алексий были жданые гости в Москве, и их новое учение имело большой успех, послушать их проповеди шли все, и Симановский Архимандрит Зосима, и ученый дьяк Федор Курицын с братом Иваном Волком, и даже сама Елена, мать наследника престола Дмитрия и, наконец, толпы простого народа. Не прошло и 10-ти лет как движение субботствующих охватило Москву, Новгород, Псков и все сопредельные им области. Пользуясь покровительством князя Ивана 3-го, участники движения открыто проповедовали, призывая к реформе в церкви.

Его невестка Елена,

также начала исповедовать взгляды субботствующих. Наиболее видным деятелем этого движения в Москве, становится дьяк великого князя, Федор Курицын. Имея вокруг себя еще целый круг сподвижников, среди которых были Семен Клёнор, и Иван Чёрный, письменно излагавший свои взгляды. Имея силу при дворе, руководители движения в сентябре 1490 г., сумели возвести на Митрополичью кафедру своего собрата Засиму. Быстрому развитию движения субботствующих, содействовало еще одно важное обстоятельство.

По православному летоисчислению 1492 г., должен был стать последним годом земной истории. В соответствии с древними пасхалиями в ночь с 24-25 марта 1492 г. истекало 7 тыс. лет от сотворения мира, следовательно, в это время должен был придти Христос и наступить конец света. Одним из признаков приближающегося 2-го пришествия Христа считалось падение Константинополя. В 1453 г. Константинополь был взят турками. Это событие резко усилило эсхатологические настроения в православной среде, однако представители движения жидовствующих, относились к так называемым, пророчествам о приближающемся 2-м пришествии и дне страшного суда, скептически. Поэтому когда злополучная дата миновала, и ожидаемое русским народом пришествие не состоялось, авторитет жидовствующих резко возрос, даже наследником царского престола был провозглашен любимый внук Ивана 3-го Дмитрий, также исповедующий взгляды субботствующих. Следует отметить, что именно во времена правления князя Ивана 3, произошло свержение Золотоордынского ига, объединение русских земель в единое Российское государство, судебные административные реформы, успешные войны с Литвой, международное признания России как великой державы. Только духовный слепец, может не признать в этом Божьего провидения и благословения.

Но силы тьмы не дремали, Русь, соблюдающая субботу, это было не допустимо в планах сатаны. Свобода длилась не долго, православная церковь повела активную борьбу с движением субботствующих. В Новгороде ее возглавил архиепископ Геннадий Ганозов, он первый указал на средства борьбы с еретиками, физическое истребление.

Беря в пример Испанского короля, и очищение земли с помощью инквизиции, Геннадий призвал к тому же. По его инициативе 17 октября 1490 года, собрался собор,

осудивший сектантов. Обвиненные были преданы анафеме и извержены на заточение и покаяние к Геннадию. Геннадий приказал встретить посылаемых к нему за 40 верст от города, там они были посажены со связанными руками на коней, спиной к конским головам, и одеты в вывороченную одежду, на голову им одели соломенные смешанные с сеном венцы и берестяные шапки с надписями «се есть воинство сатанино». Так их возили по городу, а за тем венцы сожгли у них на головах.

В 1495 году Засима был схвачен церковниками, и заточен в монастырь. В 1499 году усилиями второй жены Ивана 3 Софии Палеолог воспитанной в Италии католическими епископами, Елена и ее сын Дмитрий были скомпрометированы, и в 1502 году заключены в темницу, где по прошествии малого времени их уморили. Престол был завещан другому наследнику, Василию, сыну Ивана 3 от Софии Палеолог, за которой стояла православное духовенство. Иосиф Воловский стал главным борцом с ересью. В декабре 1504 года он созвал в Москве собор, на котором все вожди Русской реформации, были приговорены к сожжению на костре. В железных клетях как особо опасных преступников их свезли в Москву. В скором времени, в первый раз, за всю свою 1000-нюю историю столица, а вместе с ней и вся Россия увидела аутодафе.

Были сожжены министры и архиепископы главными, из которых были Иван Курицын, Дмитрий Коноплёв, Иван Максимов, Митя Пустоселов, Некрасу Руковому отрезали язык, а затем отправили в Новгород, где он, архимандрит Касьян, Иван Саморечный, Дмитрий Пустоселов и Гридя Квашня, также были сожжены, Федор Курицын умер до суда. Следует отметить, что за время средневековья, это была первая и последняя реформация, которая по своим масштабам охватила все государство Русское. Но в целом Русь отвергла и осудила истину, плоды своих деяний, Россия пожала в 20-м столетии. Октябрьская революция, гражданская война, а затем 70-ти летний террор атеистической власти, в этом наблюдается ее поразительное сходство с судьбой Франции, также отвергнувшей в свое время реформацию.

По смерти Ивана 3, на престол вступил Василий,

продолжив истребление ереси, начатой им еще при жизни отца. Но хотя руководители и идеологи движения субботствующих были истреблены, а его сторонники рассеялись как овцы без пастыря, все же дух реформации не был сломлен. После смерти Василия в середине 16-го века в Москве, в Новгороде, в старой Руси и в других городах и местечках северо-западной Руси в православной церкви вновь возникает движение реформации, возглавил его Феодосий Косой. В результате изучения священного Писания, он и его ученики стали отрицать иконопочитание, называя иконы идолами, отрицали православный церковные обряды, посты, монашества. Протестовали против поклонения кресту и мощам всяких угодников. Феодосий учил, что истина заключается в раннем христианском учении, изложенном в Писании, и ратовал за возвращение к обычаям и нравам церкви Апостольского времени. Нет точных сведений об отношении Феодосия к субботе, однако достоверно известно, что он также учил соблюдать закон Божий. В истории отмечено, что на основании шестой заповеди закона десятисловия, Феодосий Косой выступал против участия в войне, он учил: «что не подобает воевати». Вероятно, благодаря опять таки стараниям православной церкви, мы не обладаем сегодня точными сведеньями о полном учении Феодосия Косого, а также существовании и деятельности других  движений субботствующих, вплоть до начала 18-го столетия. Всё же можно предположить, что тайно соблюдающие субботу были всегда. Один из исследователей истории субботствующих на Руси писал:

«Можно предположить даже, что не было такого периода в течение четырех веков, когда этой секты не существовало бы в каком-нибудь углу обширного Русского государства; следовательно, рассматривая Русь как одно целое, можно утверждать, что секта существовала постоянно, но не преемственно, а вспыхивая в одном месте и угасая в другом, причем, одни группы сектантов могли даже не знать о существовании других: их связывала и связывает между собой только Библия». (Н. Астырев Субботники в России и Сибири // «Северный Вестник». 1891 г., № 6, С. 34.)

Безусловно, что со времен зарождения христианства на Руси, не все движения, возникавшие в православии, были субботствующими, однако один факт остается несомненным. Субботний вопрос, всегда был отличительной чертой, Русской реформации. Далее мы будем говорить только о субботствующих движениях, поскольку в их зарождении и развитии, можно усмотреть прообраз возникновения движения адвентизма, а в их учении, истоки тех истин, которые сегодня отличают вероучения церкви, Адвентистов Седьмого Дня.

В начале 18-го столетия, вновь появляются исторические записи по движениях субботствующих. Ростовский митрополит Димитрий известный расколовед, в своем розыске упоминает о субботниках, живших на то время на Дону писал: «Субботники иже по жидовски субботу празднуют». (Еврейская энциклопедия. – Т.7. – С. 582.) Другие авторы называли этих субботствующих, иконоборцами и селезнёвцами, по имени Селезнёва, руководителя движения субботствующих около Тулы. Во времена царствования 1-го Российского императора Петра 1,

православная церковь становится придатком государственного аппарата, организованный православной церковью в 1721 году синод, становится одним из высших государственных органов управления. Такое тесное соединение церкви с государством, способствовало тому, что многие искрение души покидают ряды государственной церкви и присоединяются к реформационным движениям. Однако эти движения все ещё продолжают существовать подпольно, лишь во времена правления императрицы Екатерины 2,

движение субботствующих выходит из подполья, и начинает активно расширяться. Возникает новое движение, такие как молокане и субботники.

Изначально движение молокан, возникло как реформационное движение в православии, возглавил его некий учитель Уклеим, уже после отлучения от православной церкви, общаясь с группой иудействующих, во главе с неким Далматовым, Уклеим пришел к выводу, что необходимо почитать субботу, как день Господень. К сожалению, не все его сподвижники разделяли его взглядов, что, в конце концов, привело к разделению молокан, на субботников, и молокан воскресников. После смерти Уклеима, движение молокан субботников возглавил Сундуков, его ученик. В 1797 году, Донской казак Филипп Косяков, проповедовал учение соблюдающих субботу на Дону.

Вместе с братом, он обратился к атаману войска Донского, с ходатайством о разрешении им свободно исповедовать свою веру. Результат их ходатайства не известен, но сохранились сведенья, что многие жители города Александрова, главным образом из купечества и мещанства, по субботам уклонялись от своих общественных обязанностей. Составляя большинство населения, они были освобождены правительством, от всякой работы по субботним дням.

В 1804 году, движение субботствующих возникает в Орловской губернии. В 1805 году, вновь возникает в Москве. В 1811 году, неожиданно субботствующие появляются еще во многих местах России. В итоге в течении первой четверти 19-го столетия, было отмечено, что соблюдающие субботу есть в Московской, Тульской, Орловской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской, Саратовской, Астраханской, Ставропольской и Воронежской губерниях.

Однако очередное распространение, движений субботствующих, вызвало недовольство государственной церкви. С целью искоренения так называемой ереси, в России вновь зажигается огонь преследований. Начались репрессии.

В 1820 году, всех субботствующих начали выселять на Кавказ. Более того, православная церковь повела активную пропаганду, стараясь всячески очернить субботствующих, называя их движением жидовствующих, что вызывало у суеверных людей недоверие и недоброжелательность по отношению к ним. С этой целью, 3 февраля 1825 года, синодом издается указ, утверждённый императором Александром 1,

о мерах к отвращению распространения жидовской секты, под названием субботников. Текст указа гласил:

«Как ничто не может иметь большего влияния над простым народом, как презрение или посмеяние над заблуждениями, и что средство сие употребляют как раскольники разных сект, так и субботники в отношении православной веры, то в сношениях местных начальств именовать субботников жидовскою сектою, и оглашать, что они подлинно суть жиды, ибо настоящее их наименование субботников, не дает народу точного о секте сей понятия и не производит того к ней отвращения, какое может, производимо быть убеждением, что обращать стараются их в жидовство». (Астырев Н. Субботники в России и Сибири // «Северный Вестник». – 1891 г., №6, С.61,62.)

Но в отличие от 15 столетия репрессии 1820-1825 и последующих годов, не уничтожили движения субботствующих, а только способствовали их перемещению на новые территории: Северный Кавказ, Закавказье, Крым, Сибирь. А на прежних местах жительства, даже после выселения, все еще оставалось много тайных хранителей субботы. Конечно, детали их учения и богослужений разнились по различным губерниям, но основание, на которое становились эти реформаторы, было общим для всех. В одном из исторических свидетельств, о временах репрессий повествуется, что в период с 1844-1847 гг., в одном поселении было 10 семей соблюдающих субботу, они также практиковали омовение ног перед преломлением хлеба, и верили в скорое пришествие Христа. По приказу синода, у них отняли детей, а родителей этапным порядком отправили в Сибирь. В Самаре к этому этапу присоединили еще одну группу из 10-ти семей, осужденных приблизительно за тоже, и затем погнали дальше.

Вступлением на престол императора Александра 2

в 1855 году, в России начинается эпоха великих реформ и духовного пробуждения. Среди интеллигенции и глубоко духовных русских православных христиан, растет интерес к изучению Библии. Благодаря Божьему провидению, в этот же период Британское и иностранное Библейское общество, которое пыталось еще с начала столетия работать среди Русских, добились разрешения правительства распространять среди народа русский перевод Евангелия.

В 1856 году Русское Библейское общество, по решению синода, возобновило работу по переводу Ветхого завета на русский язык. В 1876 году, наконец, была выпущена, полная русская Библия.

Все это способствовало возникновению новых реформационных движений среди православия, в различных местах России, независимо друг от друга. Не позволяет не удивляться тот факт, что в то время как движение Адвентистов Седьмого Дня, бурно прогрессировало в Америке, в России активно развивались движения субботствующих. Это еще раз доказывает, что один Господь вел, и ведет свой народ по всему миру.

Далее мы приведем еще несколько достоверных исторических примеров, о том, как возникали движения субботствующих в разных уголках России, во второй половины 19-го столетия.

В 1860 годах один русский армейский офицер, изучая Библию, пришел к выводу, что седьмой день суббота, и учил своих детей соблюдать ее, за что в 1870 годах, был сослан в Сибирь.

Другим предшественником Адвентизма, был Феофил Бабиенко из села Таращи,

южнее города Киева. В середине 1870 годов, он помогал православному священнику в церковных богослужениях, читая псалмы. Получив разрешение изучать Библию на дому, он собирал вечерами соседей, для ее чтения, вскоре он понял, что учение, которому учит его церковь, не иметь достаточного основания в Священном Писании. Когда Феофил спросил об этом священника, тот предостерег его, сказав, что если он будет так много читать Библию, то сойдет с ума, и попросил вернуть ее. Через некоторое время, Бабиенко и другие разделявшие его взгляды, приобрели Библии в Киеве. В 1877 году, единоверцы вместе с Бабиенко оставили православную церковь, и назвали себя, общество братьев верующих в Библию. Это движение росло и распространялось в других городах, и селениях Украины. Вскоре братья из Таращи, решили построить церковное здание. Они послали своего руководителя Бабиенко, к губернатору в город Киев, чтобы получить необходимое разрешение, однако Бабиенко больше не возвратился в Таращу. Его арестовали и сослали в Ставрополь, на Северный Кавказ. Здесь находясь в ссылке, он достал Библию и согласно свидетельству сына, после 2-х лет изучения начал соблюдать седьмой день субботу, и ожидал 2-го пришествия Иисуса Христа. О своих убеждениях, он написал братьям в Таращу, и в результате этого некоторые из них восприняли учение о скором пришествии Христа, и начали соблюдать седьмой день субботу.

В Ставрополе, на месте ссылки, с 1887-1888 годы, к Феофилу Бабиенко присоединяется 13-ть человек, а чуть позже еще несколько. Один из присоединившихся к нему, был Михаил Кузьмин, который принял истину о субботе, от некоего Коха, сосланного за веру из Самарской губернии. В дальнейшем, они образовали небольшую общину христиан, праздновавших субботу, в которой Кузьмин был пресвитером.

Подобные же случаи происходили во многих регионах России.

В итоге, по свидетельствам многих авторов, во второй половине 19-го столетия, движения субботствующих, были в 30-ти губерниях России, насчитывая более 30-ти тысяч последователей. Таким образом, Господь подготовил почву для принятия русским народом, адвентистской вести. Поэтому когда в конце 19-го столетия, 3-х ангельская весть достигла пределов России, она была с радостью воспринята тысячами людей.

Вот такая она реформация на Руси!

 

Реформация на Руси


 Материал создан по фильму "Реформация на Руси" 2004г



1. Александр, 27.04.2012 17:32
Хорошо бы добавить ссылки на исторические источники. Да, и русский язык сильно хромает - слишком много ошибок. Проработайте текст с корректором, если возможно. Да благословит вас Господь!
Уважаемый Александр! Благодарим Вас за интерес к нашему сайту. По поводу Ваших замечаний можем сказать, что текст был подготовлен в MS Word 2003, пройдя проверку на ошибки. Сомнения возникают только в правильности расстановок знаков препинания, но если вы укажите на ошибки более конкретно, мы непременно исправим их. Данный материал был создан по фильму "Реформация на Руси" не углубляясь в содержание первоисточников, поэтому ссылки отсутствуют. Но если у Вас, возможно, есть, информация, о каких либо источниках, на которые можно сослаться по данному материалу, мы с радостью добавим эти ссылки.
С уважением редакторы сайта!
2. Teo Leonov, 13.12.2016 08:23
Считаю нужным заметить, что заслуги Екатерины II в освобождении инакомыслия в России ничтожны - они по праву принадлежат загубленному и оклеветанному ею супругу - Петру III (не сохранилось ни одного правдивого портрета!). Все положительные реформы и преобразования подготовил он! Екатерина только сумела со временем свернуть инакомыслие обратно "по видом борьбы с пугачевскими террористами"

На сайте не приветствуются комментарии с нецензурными или оскорбительными словами, или же намёками на них. Всех желяющих оставить свой комментарий просим это делать с уважением к авторам и редакторам сайта.
Если вы хотите задать вопрос конфиденциально, либо внести предложения по работе сайта, просим вас сделать это на странице обратной связи

Напишите свой комментарий
Ваше имя
E-mail (не будет опубликован)
Сайт
* Текст сообщения
Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.