Главная

Наследники Реформации


Часть 4. После разочарования

Канал Эри [Erie Canal] был первым по важности водным путем в США. Открытый в 1825 году, он пролегал через штат Нью-Йорк от Буффало, что у Ниагарского водопада, на запад вверх по реке Хадсон, на восток - к Олбани [Albany].

Восточнее Рочестера, примерно в 30 минутах езды, находится маленький город Порт Гибсон, расположенный у самого канала, город когда-то был главным местным торговым центром. Здесь жил Хайрам Эдсон – человек активный, верующий, принадлежавший к Методистской Церкви. В 1843 году он принял от Миллера и его сподвижников весть о грядущем Пришествии Христа.

Подобно 10 000 последователей Миллера по всем США, миллериты в Порт Гибсоне с нетерпением ожидали дату 22 октября 1844 года, ибо в этот день должен был явиться Господь, то есть исполниться пророчества о двух тысячах трехстах пророческих днях, о которых говорится в Книге Даниила. Но когда свет того раннего утра засиял над водами канала, эти верующие должны были пережить страшное разочарование и наше дальнейшее повествование посвящено тому, как в тот день в ясном свете Божественного водительства они чудесным образом смогли увидеть собственную ошибку.

Многие адвентисты собрались 22 октября 1844 года на ферме Хайрама Эдсона. Данные исследований говорят, что это был его дом, хотя с того времени с обеих его сторон были достроены помещения.

Тем прохладным октябрьским утром разочарование Эдсона и его друзей было очевидным для всех.

- Эти слова чересчур слабы, чтобы передать их состояние, друг мой.

- Извините?

- Я не думаю, что вы можете представить себе в какое отчаяние мы были повержены случившимся!

- Что вы имеете в виду?

- Я говорю о том, что мы пережили тогда самые сильные сомнения. Некоторым из нас было тяжелее, чем другим. Мы спрашивали себя: «Неужели пророчество Даниила ложно?», мы вопрошали: «Не является ли Библия сказкой?». А некоторые из нас вообще задавались вопросом: «Есть ли Бог на небе?». Мы пошли к амбару и молились, и после тщательной проверки наших убеждений, мы пришли к выводу о том, что должно быть объяснение нашей дилемме.

- В чем же оно заключалось?

- После того, как мы позавтракали, я предложил молодому человеку по имени Оуэн Крозиер посетить некоторых соседей в этой местности, чтобы ободрить их. Не знаю, было ли это сделано из страха перед насмешками соседей, но, как бы там ни было, мы пошли прямо через мое кукурузное поле. Вот это кукурузное поле.

- Мы настолько были уверены во Втором Пришествии Христа, что оставили неубранным весь урожай. Знаете, когда мы проходили здесь и мои мысли были заняты всем произошедшим за последние 24 часа, я остановился и стал смотреть на небо. И, казалось, будто небеса открылись, и в моем сознании возник образ святилища. Мы, миллериты, проповедовали: «на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится» и мы думали, что святилище – это земля, но позже мы поняли, что Библия учит о другом. Святилище находится на небесах и Христос, подобно первосвященнику, в день примирения перешел 22 октября 1844 года из Святого в Святое Святых. Наш Господь должен продолжить Свое служение на небесах перед тем, как возвратиться на землю. В этом пункте и ошибался Миллер. Господь милосерден! Он услышал нашу утреннюю молитву. До свидания, до свидания, юный друг!

- До свидания!

В следующие месяцы Хайрам Эдсон и его соратники посвятили исследованию того, что есть святилище и что значит его очищение. Когда они заново осмыслили свой прошлый опыт, то были удивлены, обнаружив необычайное сходство между своим разочарованием и тем, что испытали ученики Иисуса в день распятия их Учителя. Наконец Эдсон убедил своего друга Крозиера опубликовать это открытие в специальном выпуске журнала миллеритов «Дей стар» [«The day-star»], что и произошло 7 февраля 1846 года.

С этого дня адвентистское движение вступило во второй, еще более значительный период своего развития. Главные события происходили здесь, в Вашингтоне, Нью-Хэмпшир. Двумя годами раньше, в 1844 году одна женщина из Церкви Баптистов Седьмого Дня сообщила группе миллеритов о том, что, по ее мнению, седьмой день недели – суббота и его надлежит соблюдать.

На протяжении всей христианской эпохи седьмой день праздновался как Суббота Господня. Временами ее соблюдали тайно, тем не менее, истина постоянно возвещалась миру.

Со времени апостолов вплоть до V века в различных частях Римской империи сохранялось подобное положение. Позже, когда христианская церковь все дальше и дальше уходила от истины и восприняла языческие обычаи поклонения солнцу, значение седьмого дня стали преуменьшать, а вскоре его празднование оказалось под запретом. Место этого святого дня заняло воскресение, ставшее днем поклонения.

В период реформации XVI в столетии Лютер объявил Библию единственным Авторитетом для христианина, Карлу V он заявил: «Пока я не буду убежден Священным Писанием и доводами разума, ибо я отвергаю авторитет пап и соборов, поскольку они противоречили друг другу. Совесть же моя покорена Слову Божьему!»

Это обращение к Библии и только Библии легло в основу дела реформации.

По мере дальнейшего развития этого движения внутри церкви возникли разногласия по поводу празднования субботы и воскресения. Сторонники соблюдения субботы обращали внимание на отсутствие каких-либо указаний в Библии относительно соблюдения воскресного дня. Так в Европе, включая и Англию, возникло движение за соблюдение седьмого дня – субботы.

Наиболее известные люди того времени были вовлечены в разрешение этого вопроса. Среди тех, кто выступал за соблюдение седьмого дня, были лондонский адвокат и спикер палаты общин парламента Англии.

К 1665 году в Англии было уже много общин, которые соблюдали седьмой день. Членом одной из них был доктор Питер Чемберлен, придворный врач трех королей Англии из династии Стюарт: Джеймса I, Чарльза I и Чарльза II.

Современник Джона Муньяна, Чемберлен был ревностным исследователем Писания.

На надгробной доске его могилы, находящейся на кладбище Вутхем Мортимори Эсэкс можно прочитать такие слова: «По своему религиозному исповеданию он был христианином, сохранявшим Заповеди Божьи и веру в Иисуса, крещенный около 1648 года, он на протяжении 32 лет соблюдал седьмой день – Субботу Господню».

Чемберлен принадлежал к баптистам седьмого дня – небольшой группе верующих, которая в начале 1600-х годов отделилась от баптистской церкви из-за убеждения в необходимости праздновать субботу.

В 1664 году Стивен Мамфорд – баптист седьмого дня переезжает из Англии в новый свет. В 1671 году он организовал первую общину в Америке в городе Ньюпорт, Род-Айленд. В следующие 170 лет это движение распространилось по всей стране и к 1843 году количество баптистов седьмого дня составляло уже 5 500 человек. В том же году на генеральной конференции они приняли весьма важное решение: «Дабы следующее 1 ноября стало днем молитвы и поста в наших общинах, дабы всемогущий Бог восстал и вступился за Свою Святую Субботу!» Едва ли они подозревали о том, каким образом и в какой мере будут услышаны их молитвы.

Но, через несколько месяцев после их молитвенного дня, миссис Рэйчел Оакс [Rachel Oakes] – вдова одного баптиста седьмого дня, решилась переехать в маленькую деревню Вашингтон в штате Нью-Хэмпшире. Ее 18-летняя дочь - Дилайт получила место преподавателя в тамошней школе.

 

Сегодня на пути в Вашингтон можно увидеть табличку, которая сообщает о том, что здесь место возникновения церкви адвентистов седьмого дня. Какие же события лежат в основе этого сообщения?

Эта основательно построенная деревянная церковь находится сегодня далеко от центра города. Когда она красовалась прямо посреди цветущей деревенской местности.

В 1844 году разъездным пастором этой Методистской Церкви был Фредерик Виллер. Он начал учить о грядущем Иисусе после того, как двумя годами ранее познакомился с книгами Уильяма Миллера. Большинство членов его общины также приняли это учение.

Однажды воскресным утром Виллер стоял за кафедрой вашингтонской церкви Нью-Хэмпшира и совершал Вечерю Господню. В своей проповеди он призвал общину быть верной и соблюдать все 10 Заповедей Божьих. Миссис Оакс – баптистка седьмого дня – с волнением внимавшая его словам, едва сдерживала себя. Когда пастор, вскоре после этого, посетил ее, она использовала представившуюся возможность, чтобы сказать:

- Уважаемый пастор Виллер, я давно хотела видеть вас! Очень рада этой встрече! Мне нужно сказать вам нечто важное!

- Что именно?

- Проходите в дом.

- Благодарю, миссис Оукс! Всегда хорошо присесть у огня.

- Во время богослужения, пастор Виллер, вы сказали, что всякий, исповедующий Христа, обязан соблюдать все Божьи Заповеди.

- Я твердо убежден в этом, сестра.

- Именно поэтому мне не терпелось подняться и сказать нечто важное для всего собрания!

- Я чувствовал это. Так что же вы хотели нам сообщить?

- Я хотела сказать, что вам самому надлежит соблюдать все Заповеди Божьи, включая и четвертую, прежде чем приступать к алтарю!

Так Фредерику Виллеру была открыта истина о субботе. Сразу после этого он отпраздновал свою первую субботу, произнес проповедь на эту тему и стал первым адвентистским проповедником, соблюдающим субботний день.

Вскоре после великого разочарования Вильям Фэрнсворт [Farnsworth], возраст которого приближался тогда к 40 годам, встал во время проповеди и объявил о намерении также соблюдать субботу. Вскоре за ним последовал его младший брат Сайрас, которому исполнилось только 20 лет, его жена, отец и остальные родственники. Вынужденные оставить церковь, эти первые, соблюдавшие субботу, христиане собирались в находившемся неподалеку большом доме Фарнсворта.

Несколько лет спустя они приобрели вот это церковное здание. Рядом с церковью расположено кладбище, где похоронены многие из первых хранителей седьмого дня – субботы.

Из этой надписи явствует, что Сайрас Фэрнсворт женился позже на Рэйчел Дилайт Оакс, учительницы школы, дочери миссис Оакс.

Вскоре после того, как Виллер объявил о своем желании соблюдать субботу, к нему присоединился другой миллерийский проповедник Томас Пребл. Пребл был из свободных баптистов и проповедовал весть о грядущем Иисусе, он стал первым адвентистом, соблюдающим субботу. Будучи ревностным защитником святого дня, он опубликовал в феврале 1845 года статью по этому вопросу.

Среди тех, кто прочел его статью, которая позже была отпечатана в виде брошюры, был Джозеф Бэйтс [Joseph Bates], отставной капитан корабля. Истина произвела на него большое впечатление. Несколькими годами раньше Бэйтс принял учение Уильяма Миллера. Он занимал видное место в движении миллеритов и сумел пережить трагедию великого разочарования 1844 года, не утратив своей веры!

Услышав о соблюдающих субботу в Вашингтоне, он поехал туда, но по дороге встретил Фредерика Виллера на его ферме в Хиллсборо.

Всю ночь они вместе изучали отдельные места из Библии.

Следующим утром оба направились к Сайрасу Фэрнсворту в Вашингтон.

В 1845 году, будучи у Фэрнсвортов, Бэйтс после дальнейшего исследования Писания вместе с Виллером и хозяином дома, принял решение соблюдать субботу.

На обратном пути Бэйтс должен был перейти мост между Фэир-Хэвном и Нью-Бэдфордом, штат Массачусетс. Сегодня сохранился лишь подъезд к тому мосту.

На мосту Бэйтс повстречал старого друга Джеймса Мэдисона Мэнри Холла, спросившего:

- Что нового, капитан Бэйтс?

- Новое то, что седьмой день - есть суббота Господа Бога нашего!

Остаток своей жизни Бэйтс посвятил провозглашению этой вести.

В августе 1846 года Бэйтс опубликовал свою брошюру, называвшуюся так: «Седьмой день суббота, вечные знамения». 

Его содержание свидетельствует о духовной преемственности не только с учением баптистов седьмого дня, но и английских пуритан, а также с теми, кто им предшествовал. В трактате Бэйтса содержатся также важные мысли о пророческом значении возникновения Церкви Адвентистов Седьмого Дня.

После того, как Бэйтс начал соблюдать субботу, он обнаружил важную деталь, которую упустили из виду миллериты, - они рассматривали свое движение как исполнение вести первого и второго Ангела, записанные в 14 главе Книги Откровение. Они должны быть возвещены перед Вторым Пришествием Иисуса, но имелась еще и весть третьего ангела. Бэйтс обратил внимание на то, что в 12 стихе 14 главы Книги Откровение описан народ, проповедующий эту весть: «Эти люди соблюдают Заповеди Божьи и имеющие веру в Иисуса».

Последнее позволило Бэйтсу осознать важность соблюдения Заповедей. Он понял, что наступило время, когда народ, провозглашавший вести первого и второго Ангела, должен постичь также весть третьего Ангела и проповедовать о необходимости соблюдать Заповеди Божьи, включая и четвертую Заповедь о субботе.

В начале 1846 года Бэйтс получил статью Хайрама Эдсона в «Дей стар», в которой он давал объяснение истины о небесном святилище и служении Христа во Святом Святых. Он завязал переписку с Эдсоном и принял приглашение на конференцию, которая состоялась в Порт Гибсоне год спустя. На ней Эдсон изложил свое понимание святилища, однако, у Бэйтса тоже было чем поделиться с собравшимися.

Когда он изложил доводы в пользу соблюдения седьмого дня субботы, Эдсон вскочил и воскликнул: «Это есть свет и истина! Седьмой день – суббота, я буду соблюдать его вместе с вами!» Он остался верен этим словам до самой смерти.

В разговоре с церковными руководителями в Порт Гибсоне Бэйтс обнаружил связь между субботой и служением Христа во Святом Святых небесного святилища.

Иисус был сосредоточием обоих учений. Он был совершенной жертвой, Агнцем Божьим и, одновременно, Первосвященником, носящим кровь и освящающим святилище. Кроме того, Он же являлся Творцом мира и Учредителем истинного покоя. Эти мысли были впервые публично высказаны на конференции в 1846 году.

На этой конференции Бэйтс с огромным интересом слушал, излагаемые Эдсоном, идеи о небесном святилище. Из Библии он знал о том, что во втором отделении святилища находился ковчег завета, содержавший Десять Заповедей. С особым интересом он читал Книгу Откровение, 11 главу, 18 стих, где говорилось о последних днях истории мира, когда народы ожесточатся и наступит час последнего суда над миром. В следующем тексте он прочитал о том, что в этом же время откроется храм Божий или небесное святилище и станет виден ковчег завета в Его храме.

Бэйтс рассуждал о том, что если служение Христа во Святом Святых имеет особое значение в это время, тогда ковчег, Закон и седьмой день – одна из Заповедей Закона, - также обретают новое значение. Исполнение пророчества о двух тысячах трехстах годах в 1844 году как никогда раньше привлекло внимание к небесному святилищу, следствием чего стало появление двух новых пунктов в учении об Иисусе.

Во-первых, теперь Христос начал Свое служение Первосвященника в Святом Святых.

Во-вторых, стало ясно то, что Он был Господином субботы, Он учредил седьмой день, чтобы святить его и Сам был примером в этом.

Но должно быть еще третье знамение, которое бы согласовалось с последним великим извещением Евангелия. Последнее также исходило от Иисуса. В Откровении 12:17 говорится о свидетельстве Иисуса. Что оно означает?

В 12 главе Книги Откровение Иоанн описывает жену, обличенную в солнце, в образе которой представлена церковь. Он видит ее ожидающей рождения Иисуса, затем преследуемой, влекомой в пустыню, где Бог защищает ее на протяжении 1260 лет. Стих 17 повествует: «И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими Заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа».

Из текстов Откровения 19:10 и 22:8 явствует, что свидетельство Иисуса Христа – это Дух Пророчества. Оно выражалось устами пророков, то есть тех людей, которых Бог избрал для того, чтобы донести Свою весть до Своего народа.

Ветхозаветный пророк Иоиль говорил: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего». Контекст этих стихов указывает на последнее исполнение пророчества в дни перед великим и страшным Днём Господнем.

XIX столетие являет некоторые впечатляющие примеры исполнения этого пророчества.

В 1830 году молодой чернокожий американец, обратившийся в истинную христианскую веру в 17 лет, переехал в Бостон, штат Массачусетс, чтобы приготовиться там к служению проповедника. Его звали Вильям Фой. В 1842 году Фою были даны два впечатляющих видения. Позже он издал книгу, которая называлась: «Христианский опыт Вильяма Фоя совокупно с двумя видениями, полученными им в январе и феврале 1842 года».

Во вторник вечером 18 января 1842 года 23-летний Фой находился в Бэкон-Хилл, Бостон, вместе с группой христиан для молитвы и изучения Библии. Во время собрания он получил первое из четырех видений. Оно длилось 2,5 часа, в течении которых его осмотрел доктор Каменкс, не обнаруживший, я цитирую: «Никаких признаков жизни за исключением биения сердца». В видении ему было представлено наследие праведников при Втором Пришествии Христа, а также неописуемая красота небес. Он медлил сообщить о своих ведениях другим, потому что знал о существующем предубеждении в отношении чернокожих, но, менее чем через 3 недели, находясь в церкви, которая была полна прихожан, он вновь получил видение. Оно длилось 12,5 часов и представляло события великого судного дня: «Мне жаль, что ныне Я должен осудить тебя. Когда ты был ребенком, ты имел богобоязненных и любящих родителей…» Когда эти сцены прошли перед ним, он постиг, что ни внешнее исповедание веры, ни положение в обществе, не могут даровать спасение, оно исходит только из любящих отношений с Иисусом. «Да, если бы на это видение о суде перед Вторым Пришествием люди обратили тогда внимание, то великое разочарование, наступившее двумя годами позже, вероятно, могло иметь не столь печальные последствия или вообще можно было бы избежать его». Фою было сказано поведать людям о том, что он видел и на протяжении следующих месяцев он пылко проповедовал об этом. Это была настоящая сенсация. Большие толпы народа стекались на его проповеди о том, что он видел о небесном мире и о необходимости подготовиться к жизни там.

Фою было послано еще два видения. В одном из них он видел три ступени, ведущие к небесному граду. Он не понял значения увиденного…

«Ибо восстанет народ на народ и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения…»

После разочарования 1844 года Фой больше не получал видений. Тем не менее, он крепко сохранил надежду на Второе Пришествие Христа. Он оставался любимым и весьма уважаемым проповедником в небольших сельских местностях и в конце поселился в Ист-Саливане, штат Мэн. Там он умер в ноябре 1893 года и похоронен на кладбище Берч Три.

Незадолго до великого разочарования Бог послал пророческий дар еще одному человеку, его звали Хайзен Фосс. Он жил в Портлэнде, штат Мэн. 25-ти лет от роду, образованный, хороший оратор, он искренно верил в грядущего Иисуса. В своем первом видении он видел путешествие адвентистского народа ко граду Божьему. После разочарования, посетившего народ Божий, ему было сказано поведать об увиденном другим людям, но, боясь сопротивления, Фосс отказался сделать это. Во втором видении он вновь был побуждаем к тому, чтобы передать людям полученную им весть, но, несмотря на это, он вновь отказался. В третьем видении ему было сказано, что он освобождается от своей миссии и эта ноша будет возложена на одну из слабейших сестер, которая последует указанию Божию.

Несколько недель спустя Фосс стоял перед дверью одной небольшой церкви и слушал ошеломляющее повествование, его настойчиво приглашали войти, но он отказался.

«Восклицая: Аллилуйя! Слава! Мы вошли в город, где я увидела плоды дерева жизни, манну, миндалевые деревья, инжир, гранат, виноград и другие плоды. Я спросила Иисуса, могу ли я вкушать от этих плодов и он ответил: «Не сейчас, потому что всякий, вкусивший от плодов этой страны, не возвращается на землю. Ты должна вернуться обратно и рассказать другим…»

Все услышанное было почти тем же, что было явлено в видении ему.

Кто был тот человек, которого видел Фосс тогда вечером?

Ее звали Елена Гармон. Эта 17-летняя девушка, переболевшая туберкулезом так, что ее жизнь висела на волоске, могла говорить только шепотом и часто просыпалась по ночам из-за приступов кашля и кровотечения в легких. Однако Бог призвал эту слабейшую из слабых, чтобы через нее передать свидетельство Иисуса Своему народу. Укрепленная Духом Божиим, она несла это свидетельство на протяжении следующих 70 лет.

Объяснение учения о небесном святилище, истина о седьмом дне и проявление Духа Пророчества – эти три ключевых откровения помогли многим преодолеть разочарование 1844 года. Последний особый дар пророчества появился в служении Елены Гармон Уайт, которая, подобно компасу, указывала пути истины все увеличивавшемуся количеству верующих вплоть до XX столетия. К истории ее жизни мы и переходим сейчас.

 

Наследники Реформации


 

 Материал взят из произведения "Keepers of the Flame" by Dr. Allan Lindsay
 

 

На сайте не приветствуются комментарии с нецензурными или оскорбительными словами, или же намёками на них. Всех желяющих оставить свой комментарий просим это делать с уважением к авторам и редакторам сайта.
Если вы хотите задать вопрос конфиденциально, либо внести предложения по работе сайта, просим вас сделать это на странице обратной связи

Напишите свой комментарий
Ваше имя
E-mail (не будет опубликован)
Сайт
* Текст сообщения
Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.