Главная

Наследники Реформации


Часть 5. Слабейшая из слабых

Западнее города Портлэнда, штат Мэн, примерно в 19 км езды от него, расположена деревня Горхэм. На севере от деревни находится селение Фортхилл. Здесь 26 ноября 1827 года в семье Роберта Гармон родились близнецы: Елена и Элизабет. Гармоны были благочестивыми методистами и воспитывали восьмерых детей. Хотя их дом не сохранился до наших дней, эта табличка указывает на предположительное место его нахождения.

Позже семья переехала в прибрежный город Портлэнд, где Роберт Гармон зарабатывал на хлеб изготовлением шляп, а юная Елена посещала школу на Бракет Стрит.

Однако в возрасте 9 лет в ее жизни произошел драматический переворот, причиной которого была зависть одноклассницы.

- Елена, ты обманщица! Сейчас ты у меня получишь! [бросила камнем в лицо]

Елену принесли домой на Кларк Стрит. Вскоре обнаружили, что у нее переломлена переносица и вообще все лицо изуродовано. Три недели она находилась в состоянии комы. Когда девочка немного пришла в себя, то заметила, что ее изменившаяся внешность отталкивает от нее людей.

Елена Гармон много раз пыталась возобновить учебу в школе, но, вследствие полученной травмы, она была просто не в состоянии что-либо учить и запоминать. Ее рука так дрожала, что она не могла писать. Вскоре Елена была вынуждена оставить все попытки получить школьное образование.

В это время, полного одиночества и подавленности, она проводила много приятных часов здесь, в Диринг Оакс Парке [Deering Oaks Park].

В марте 1840 года в Портлэнде побывал Вильям Миллер и прочитал серию лекций о Втором Пришествии Христа в церкви, которая стояла когда-то на этом месте на Кэско Стрит.

Семья Гармонов посещала эти собрания и Елена позже писала о Миллере: «Он объяснял пророчества точно и убедительно, буквально, пленяя слушателей».

В июне 1842 года Елена Гармон приняла крещение вместе с другими 11-тью человеками и стала членом общины методистов. Методистская Церковь находилась в то время рядом с Церковью Методистов на Честон Стрит, но радость ее христианской жизни омрачалась временами отчаяния. Второй приезд Миллера в Портлэнд и вера в скорое Пришествие Иисуса укрепили ее. Впоследствии Елена воодушевленно делилась с другими этой уверенностью.

Однако, принятие Гармонами учения Миллера не нашло поддержки в их церкви. В протоколе квартального церковного собрания, состоявшегося в сентябре 1843 года, пастор сообщал о том, что Роберт Гармон и его семья, вместе с Еленой, подали прошение об исключении их из Церкви Методистов. Единогласно проголосовано членами церкви - подтвердить решение совета.

Елена Гармон часто говорила, что 1844 год был самым счастливым в ее жизни. Однако, вместе с многими тысячами других адвентистов, семья Гармонов пережила горькое разочарование, когда 22 октября долгожданное Пришествие Христа не состоялось.

К декабрю 1844 года большинство адвентистов перестали верить в значимость даты 22 октября. Елена Гармон и ее друзья пришли к заключению, что исполнение пророчества о двух тысячах трехстах годах необходимо ожидать в будущем.

В этом же месяце Елена получила первые несколько видений и пророческих снов, которых, в целом, Бог даровал ей более двух тысяч в последующие 70 лет жизни.

Во время этих видений она совершенно не воспринимала окружающую действительность и точно также как пророк Даниил не дышала во время этих откровений. Продолжительность видений колебалась от нескольких мгновений до почти 4 часов.

Некоторые из них она получала при немногих, другие – при сотнях свидетелей. В основном, в течение первых 30 лет ее пророческое служение сопровождалось определенными внешними признаками, благодаря которым все присутствующие могли получить полное удостоверение в том, что видения были от Бога.

Иногда они посылались ей во время молитвы, иногда – когда она писала или говорила, и не всегда сопровождались физическими феноменами. В последние 40 лет она, большей частью, видела пророческие сны, которые посылались ей по ночам.

Джон Лоугборо – один из пионеров адвентисткой церкви, наблюдал ее в состоянии пророческого видения около 50 раз. Он писал, что в начале видений, она трижды восклицала слово: «Слава!», но с каждым разом все тише.

Силы оставляли ее, она теряла сознание, но затем могла вновь передвигаться по помещению. Иногда Елена делала движения руками, но присутствующие никак не могли изменить положение ее рук.

Глаза ее оставались открытыми, она смотрела вверх и, казалось, вглядывалась в какой-то далеко стоящий предмет. Хотя она не дышала, пульс ее был регулярным и цвет лица оставался прежним. В конце видений ей казалось, что все вокруг находится во мраке. Способность нормально видеть возвращалась к ней постепенно.

- Здравствуй, Лена. Как ты себя чувствуешь?

Непосредственно перед первым видением, здоровье Елены резко ухудшилось. Казалось, что она умрет от туберкулеза. В этом состоянии она приняла приглашение посетить свою близкую подругу миссис Элизабет Хэйнс, которая жила за мостом в Южном Портлэнде.

 

- «Славьте Господа, призывайте имя Его, возвещайте в народах дела Его, воспойте Ему и пойте Ему, поведайте о всех чудесах Его, хвалитесь именем Его святым. Да веселится сердце ищущих Господа». Склонимся для молитвы.

Однажды утром, Елена и миссис Хэйнс с тремя другими молодыми женщинами собрались для молитвы. Когда они приклонили колени, сила Божья сошла на Елену и ей открылась в видении Слава Господня.

Она чувствовала, как поднимается все выше и выше над землей. Она рассказывала, что искала взглядом людей, ожидающих явления Господа, но не могла найти. По указанию Ангела, Елена взглянула выше и увидала узкий прямой путь, по которому они шли по направлению святого города. Сзади них сиял яркий свет.

Ангел объяснил, что это движение миллеритов, ставших полночным криком. Этот свет освящал весь путь, чтобы идущие не сбились с него. Иисус сам вел их к городу.

До тех пор, пока верующие взирали на Него, они были в безопасности, как это было с Петром, идущим по воде к Иисусу. Она видела, также, Второе Пришествие Иисуса и воскрешение народа Божьего. 

Ей было явлено вознесение в Небесный Иерусалим.

 

Когда Елена рассказывала об этом откровении своим друзьям, казалось, что были найдены ответы на некоторые актуальные вопросы. А именно: был ли опыт разочарования тем, к чему их вел Бог? Была ли дата 22 октября исполнением пророчества или великим заблуждением?

- Совершенно отчетливо я видела узкий путь, простиравшийся высоко над миром, по этому пути адвентистский народ шел к городу…

Видение подтвердило, что события, связанные с 22 октября, были предначертаны Богом. Оно описано как свет, освещавший сзади весь путь, идущих к городу. Знаменателен тот факт, что свет сиял в самом начале пути. Верующие ошибочно принимали его за конец пути. Теперь они уже получили добрую весть о том, что Иисус все знает и приведет к цели всех, взирающих на Него.

Через неделю она получила еще одно видение, в котором Бог призвал ее стать Его вестницей. Ей было показано, что дело не обойдется без испытаний и сопротивления. Это видение произвело на Елену удручающее впечатление, поскольку она осознавала, насколько молода и неопытна, застенчива и больна, чтобы нести такую важную ответственность. Помимо этого, она боялась возгордиться, но, не смотря ни на что, эта девушка мужественно приняло Божье повеление и стала рассказывать другим о том, что показал ей Господь.

- И тогда я подняла глаза и увидела узкий и тесный путь, пролегавший высоко над миром. По этому пути адвентисты направлялись к граду, который был в конце пути.

Среди тех, кто услышал ее в 1845 году, оказался и Вильям Фой:

- Господь открывал мне в видениях тоже самое. Это точно то, что я видел!!!

Во время двухчасового повествования Елены, Вильям Фой неоднократно подтверждал все сказанное.

В начале 1845 года Елена Гармон совершила поездку по восточной части штата Мэн, чтобы встретиться с другими верующими во Второе Пришествие. В феврале, во время посещения города Эльзетер, ей было послано еще одно важное видение. Она видела небесное святилище и Отца Небесного, Который встал со Своего престола и вступил во Святое Святых. Иисус как Великий Первосвященник последовал за Ним, чтобы принять царство.

Описание этого видения было опубликовано лишь 14 марта 1846 года журнале «The Day-Star», то есть пять недель спустя после опубликованного сообщения Эдсона, Крозиера и Хана о своих результатах исследования Библии по вопросу о святилище.

С удивительной точностью видение подтвердило объяснение, к которому они пришли после 22 октября 1844 года.

В этом факте раскрывается та связь, которая существует между даром пророчества и исследование Священного Писания. Дар этот не был ниспослан для того, чтобы заменить изучение Писания. Видения не стали источником вероучения церкви. Напротив, видения подтверждали результаты исследования Библии.

В пользу этого говорят и следующие факты, относящиеся к соблюдению седьмого дня недели – субботы. В начале 1846 года Елена Гармон познакомилась с Джозефом Бэйтсом, к тому времени он начал соблюдать субботний день и с воодушевлением говорил об этом со всеми, кто его слушал, однако, Елена писала о нем: «Я нахожу, что он настоящий христианин, добрый и вежливый, но, я думаю, он заблуждается превознося четвертую заповедь выше остальных девяти».

В августе 1846 года Бэйтс опубликовал на 48 страницах своей брошюры «Седьмой день суббота, вечные знамения» библейские основания для соблюдения этого дня.

- Отче, мы просим тебя теперь, чтобы Твой Дух присутствовал среди нас, когда мы будем вникать Слово Твое. Приведи нас ближе к Твоей мудрости и истине!

30 августа 1846 года Елена Гармон вышла замуж за молодого проповедника миллерита Джеймса Уайта. Вскоре после этого, Джеймс и Елена Уайт изучили содержание брошюры Бэйтса а субботе. Они сравнили ее содержание с Библией и, в результате, стали соблюдать субботний день. Этому же они начали учить и других.

В это время в Новой Англии в штате Нью-Йорк было около 50 христиан, соблюдавших субботу.

- «Помни день субботний, чтобы святить его…»

Несколькими месяцами позже они посетили своих собратьев по вере, собиравшихся в доме инженера Стокбриджа Хоулэнда, жившего в Топшем [Topsham], штат Мэн.

Здесь в начале апреля Елена получила новое видение относительно небесного святилища. После того, как она осмотрела Святое, ей была дана возможность войти во второе отделение святилища. Там она увидела 10 Заповедей. Четвертая заповедь была окружена особым сиянием.

Джеймс и Елена Уайт уже соблюдали субботу в соответствии с учением Библии и все же видение, полученное 3 апреля 1847 года, которое было ей даровано уже после того, как она стала святить субботний день, подтвердило правильность их решения и подчеркнуло его важность.

Во время пребывания в Топшеме, Уайты получили приглашение на конференцию в Роки-Хилл, штат Коннектикут, которая должна была проходить в доме Альберта Белдена. Позже Джеймс Уайт назвал эту конференцию первым всеобщим собранием адвентистов седьмого дня, хотя такого названия еще не существовало. Кроме того, это была первая из 20 библейских конференций, состоявшихся в период между апрелем 1848 и декабрем 1850 года.

Основные пункты вероучения адвентистов седьмого дня утверждались во время этих собраний на тех же основаниях, которые использовал Лютер на сейме в Вормсе: Священное Писание, разум и совесть.

Джеймс и Елена Уайт, Джозеф Бейтс, Хайрам Эдсон и другие братья и сестры проводили время в изучении Библии и молитвах, что зачастую могло продолжаться целую ночь.

Важно понять роль, которую играла в Библейских конференциях Елена Уайт. Когда группа единомышленников подходила к исследованию какого-либо сложного вопроса и оказывалась не в состоянии продвигаться дальше, Елене Уайт ниспосылалось видение, в котором давалось четкое разъяснение этой ситуации, и указывался выход. Участие Елены в этом деле имело особое значение еще и потому, что все знали: когда у нее не было видения, логики их рассуждения она не понимала.

Видения, которые Елена Уайт видела за всю жизнь, не были даны ей, чтобы подменить собой изучение Библии.

В конце 1888 года она писала: «Бог желает, чтобы мы пользовались Библией и искали в ней доводы».

По мере того, как пионеры церкви, изучая эти важные темы, приходили к всё большему единству, они ощутили потребность в опубликовании своих взглядов.

Во время конференции, состоявшейся в ноябре 1848 года в Дорчестере, южнее Бостона, что в штате Массачусетс, Елена получила видение, благодаря которому перед церковью была поставлена важная задача. После видения, Елена сообщила своему мужу о том, что он должен начать издавать небольшой журнал и рассылать его людям. «От этого маленького начинания, - сказала она, - свет разольётся по всему миру!»

Это было весьма трудной задачей для горстки далеко не богатых верующих. В следующем 1849 году в Коннектикуте впервые была издана небольшая газета «Истина для настоящего времени».

В следующем году этот журнал был заменен другими изданиями: «Second Advent Review» и «Sabbath Herald».

Сегодня этот журнал известен как «Adventist Review». Его читают во всем мире.

В 1875 году Уайты прибудут в Батл Крик, штат Мичиган, чтобы посетить институт изучения Библии и принять участие в посвящении открытия первого колледжа в истории церкви. Незадолго до этого события Елена тяжело заболела гриппом. Переживая за состояние ее здоровья, некоторые руководители церкви собрались вместе для молитвы, во время которой Елена не только была исцелена, но получила десятиминутное видение. В этом видении она смотрела на покрытый тьмой мир, но в этой тьме мерцали огоньки, которые становились всё ярче и ярче, зажигая собой другие светильники пока вся земля не была объята сиянием.

Позже, рассказывая об этом видении она говорила, что видела по всей земле печатные станки. В то время у церкви было только одно издательство, располагавшееся в Батл Крике.

Заинтригованный Джеймс Уайт перебил её, спросив, не помнит ли она названия стран, в которых видела издательства. «Нет, я не знаю их названий, но если я когда-то увижу их, то узнаю. Я что-то припоминаю. Ангел сказал: «Австралия».

В конце 1891 года Елена Уайт сама прибыла в Австралию. В начале своей поездки она посетила здание типографии «Бест Стрит» в Мельбурне. Она узнала людей, стоявших за печатными станками, и беседовала с ними об их участии в том деле, которое было показано ей 17 лет назад.

Дар пророчества, однако, был дан не только для того, чтобы направлять деятельность церкви и расширить её видение. В 6 главе Послания к Ефесянам Апостол Павел предупреждает церковь о предстоящем сражении с сатанинскими силами и духами злобы поднебесной. Поэтому еще одной задачей пророческого дара, является защита от соблазнов и натисков врагов.

В 10 минутах езды от дома Хайрама Эдсона в Хайдесвиль, штат Нью-Йорк, находится место рождения современного спиритизма.

31 марта 1848 года семья Фокс впервые услышала таинственный стук. Вскоре дело дошло до непосредственного контакта с разумным существом, бывшим причиной этого стука.

Предполагали, что это был дух некого разносчика, убитого здесь много лет тому назад.

В конце 1848 года была проведена открытая демонстрация постукивания в Рочестере, штат Нью-Йорк. Всего за одно десятилетие число верящих в духов превысило один миллион, а число медиумов в одних лишь США было более 40 тыс. человек.

Елена Уайт получила предостережение относительно стука в Рочестере через видение, данное ей в 1849 году: «Я видела, что таинственные постукивания в Нью-Йорке и других местах являются делом сатаны. Это явление в религиозном обличии станет все больше и больше набирать силу!» Приблизительно 1,5 года спустя она получила новое видение, освещавшее данный феномен: «Скоро любое высказывание против стука будет рассматриваться как богохульство, поскольку они будут происходить все чаще и чаще. Даже чудеса, совершавшиеся Христом, станут приписывать этим спиритическим силам».

Очевидное исполнение пророчества мы находим в книге, озаглавленной: «Столетний юбилей современного спиритизма». Она издана национальной спиритической организацией США в 1848 году. На странице 68 говорится: «Медиум возвестил рождество Иисуса, чья короткая жизнь отмечена многими так называемыми чудесами, которые в действительности были ничем иным, как спиритическими феноменами». А как на счет богохульства против постукивания? Мы читаем на странице 34: «Ни священнослужители, ни пресса не должны произносить или касаться слова «спиритизм» с небрежностью. Напротив, они должны это делать с чистыми руками и сердцами». Обличено ли это явление в религиозные одежды? На странице 69 говорится: «Спиритизм – это всеобщая религия будущего. Он есть и жизненная сила христианства». Да. Спиритизм – это суть христианства и даже нечто большее.

Елена Уайт часто говорила об умении сатаны являться в образе умерших друзей и родственников.

В книге Филипса «Звучание истины или свидетельство переводчика», известный переводчик Нового Завета беседует со знаменитым христианским писателем Льюисом. Странным в этой встрече было то, что состоялась она после смерти Льюиса.

Когда Филипс рассказал об этом одному епископу, тот ответил, что подобные явления происходят постоянно.

В 1861 году США находились на грани кризиса. Незадолго до субботы 12 января четыре южных штата отделились от союза. Однако, о войне ещё никто не думал. Но через 3 месяца президент Линкольн объявил мобилизацию.

Бог знал будущее и предупредил свой народ о грядущих событиях. Суббота 12 января 1861 года стало особенным днём для Парквильской общины АСД в штате Мичиган. Предстояло посвятить новый молитвенный дом. На посвящении присутствовали некоторые руководители церкви, среди которых были Джеймс и Елена Уайт. Во второй половине дня после своего выступления Елена Уайт получила видение, длившееся около 20 минут. Рассказывая об увиденном, она возвестила, что еще некоторые штаты отделятся и дело дойдет до ужасной войны. Она описывала вопли, битвы, страдания раненых и изувеченных в лазаретах. Она видела отчаяние, царившее в семьях, где погибли мужья, сыновья и братья. Потом она посмотрела в лица присутствующих и сделала паузу. «Среди вас есть некоторые, кто потеряет своих сыновей в этой войне». Три месяца спустя после этого видения в Парквиле раздались первые выстрелы, возвестившие о начале гражданской войны в Америке. В ней погибло больше американцев, чем во всех американских войнах, вместе взятых. По меньшей мере, пять семей, которые оказались свидетелями видения 1861 года потеряли своих сыновей на этой войне.

Откровение, глава 12, стих 17 определяет свидетельство Иисуса как один из двух отличительных признаков, выделяющих народ Божий перед грядущим Вторым Пришествием Христа. Что же представляет собой это свидетельство Иисуса Христа?

В Откровении в 19 главе Иоанн упоминает об ангеле, который говорит, что свидетельство Иисусово – есть Дух Пророчества, а в 1 главе Иоанн объясняет, что все написанное им является вестью Божьей, дарованной Иисусом Христом через Его ангела. Таким образом, пророческое слово названо свидетельством Иисуса, ибо оно исходит от самого Господа, а не от пророка.

Удивительным примером этого процесса в служении Елены Уайт стало то, что нашло отражение в одном из опытов, пережитых Вашингтонской общиной в штате Нью-Хэмпшир. В 1844 году Вильям Фэрнсворт объявил о своём намерении соблюдать седьмой день, благодаря чему в этой местности была организована церковь, соблюдавшая субботу. Однако, в следующие годы некоторые утратили свою веру. Сам Вильям Фэрнсворт снова стал употреблять табак, а многие старые члены церкви – впадать в цинизм и критиканство. Это приводило в уныние молодёжь. Надо было что-то предпринять, чтобы сохранить единство церкви и её веру.

Незадолго до рождества 1867 года Уайты и Джон Эндрюс приехали в Вашингтон. Они прибыли туда в пятницу вечером и остановились в уютном доме Сайраса Фэрнсворта в Милэн Понд. В понедельник утром Елена Уайт обратилась ко всем собравшимся с речью. Её слова были столь прямыми и весомыми, что для всех стало очевидным: Бог открыл ей сокровенные знания о жизни её слушателей. Среди слушавших находился девятнадцатилетний Юджин Фэрнсворт – один из 22 детей Вильяма Фэрнсворта. Он знал то, о чем не ведали другие, а именно, что его отец вновь пристрастился к табаку. «Если он вестница Господня, - думал он, - то должна знать это об отце». Вскоре Елена Уайт обратилась к Вильяму и сказала, что ей было показано в видении, что он вновь стал рабом табака. Я цитирую: «Вводит всех в заблуждение, будто он освободился от этого порока».

Юджин Фэрнсворт увидел теперь реальные действия пророческого дара. После того, как она закончила говорить, все встали и засвидетельствовали об истинности этих обличений. В раскаянии они перепосвятили свою жизнь Богу. Восемнадцать молодых людей также предали себя в руки Христа, девять из них, в последствии, стали служителями церкви. Среди них был Юджин Фэрнсворт. 

Он служил евангелистом и церковным администратором в США, Австралии, Новой Зеландии и Великобритании.

Для чего же Бог послал Свою вестницу в их церковь? Для чего Господь даровал свидетельство Иисуса Христа - Дух Пророчества остатку? Ответ на оба эти вопроса один. Мы обнаруживаем его в Ветхом Завете: во Второй книге Паралипоменон, главе 36, тексте 15 – потому что Он жалел Свой народ. Новый Завет говорит об этом еще яснее: в Послании к Ефесянам, главе 4, стихах 12 и 13 сказано, что некоторых Бог призывает в качестве пророков, чтобы приготовить Свой народ к служению для того, чтобы церковь Божья созидалась, достигая единства в вере.

Именно такое пророческое служение несла Елена Уайт – супруга, мать, христианская писательница, вестница Божья. Будучи избранной как слабейшая из слабых, она стала опорой для людей, призванных Богом в последние дни мировой истории, Церкви Адвентистов Седьмого Дня.


 

Наследники Реформации


 

 Материал взят из произведения "Keepers of the Flame" by Dr. Allan Lindsay
 

 

На сайте не приветствуются комментарии с нецензурными или оскорбительными словами, или же намёками на них. Всех желяющих оставить свой комментарий просим это делать с уважением к авторам и редакторам сайта.
Если вы хотите задать вопрос конфиденциально, либо внести предложения по работе сайта, просим вас сделать это на странице обратной связи

Напишите свой комментарий
Ваше имя
E-mail (не будет опубликован)
Сайт
* Текст сообщения
Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.